Стадион в подарок
Подарки в системе имиджа
Всем известна истина, что подарки создают добрые отношения между дарителем, благополучателем и местным сообществом, улучшают эмоциональное восприятия и повышают авторитет лица, делающего подарки. Эта психологическая особенность широко используется в политике и бизнесе, а занимаются данной сферой специалисты по PR (связям с общественностью), которых именуют имиджмейкерами или пиарщиками. Работа этих людей заключается в формировании заданного отношения к людям или событиям, в формировании надлежащего восприятия и имиджа объекта. Надо лишь рассказать через СМИ о подарке возможно большему количеству людей. Но можно обойтись и без средств массовой информации, если подарок большой, эффектный, оригинальный и собирает вокруг себя ежедневно большие массы людей.
Так, например, в своё время Франция подарила США знаменитую Статую Свободы, которая с тех пор стала одним из символов Америки и Нью-Йорка. Подарил США памятник «Перекуём мечи на орала»и Советский Союз в 1957 году — этот монумент установлен ныне перед зданием штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.
Услугами имиджмекеров («делателей имиджа») пользуются ныне бизнесмены, артисты, политики, предприятия и общественные организации. Подчас к услугам этим специалистов, как мы упомянули выше, прибегают и целые государства. Зачем и как это делается — расскажем ниже.
Так в последние десятилетия поступает современный Китай, который пытается осваивать африканский континент, разрабатывать там полезные ископаемые, строить бизнес в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве.
Стадионы в деле выстраивания позитивного имиджа
Чтобы местное население не чувствовало себя угнетённым, не сопротивлялось строительству фабрик и заводов, появлению на них китайских управляющих, КНР решила воспользоваться опытом СССР. Советский Союз, как мы хорошо помним, строил в Африке школы, больницы, предприятия, объекты энергетики и социальной инфраструктуры, за что сформировал к себе позитивное отношение жителей многих африканских стран. Китайские товарищи решили пойти тем же путём, но дарить государствам чёрного континента более имиджевые объекты — стадионы.
Так, в 2009 году при активной китайской поддержке был построен 48-тысячный стадион в Анголе. В 1997 году за счёт китайских денег (36 млн. долл.) был построен стадион в Уганде, который в 2010-2011 гг. был за китайские средства отремонтирован (2,8 млн. долл.) – его вместимость доведена до 45 тысяч зрителей. В 2007 году за счёт китайского гранта в размере 20 млн. долл. был построен главный Национальный стадион в Танзании, который вмешает 60 тыс. зрителей. С китайской поддержкой был построен Национальный стадион Омбака в Анголе, которая ныне вмещает 35 тыс. болельщиков. И это далеко не полный список «подарочных» стадионов.
Почему выбираются именно стадионы, это понятно, поскольку именно сюда приходят десятки тысяч болельщиков, которые непременно вспоминают, кто их даритель, к которому испытываются добрые чувства, тёплое отношение, лояльность.
В настоящее время Китай решил распространить эту практику спонсорства и на Белоруссию. В 2023 году китайские товарищи построят в Минске стадион на 33 тысячи зрителей, который торжественно передадут белорусской стороне. Благодарность белорусов можно будет потом конвертировать в экономические проекты.
Удастся ли Китаю таким образом осуществить экономическую экспансию в африканские страны (а теперь и в Белоруссию) без лишнего шума, политических и социальных протестов? В краткосрочной перспективе – да, в долгосрочной – вряд ли. Как показывает реальная жизнь, человеческая благодарность – дело мимолётное. Уже мало кто в Польше помнит, что за её освобождение отдали жизнь 600 тыс. советских воинов, в Чехии и Болгарии оскверняют советские памятники. По-видимому, и китайским спонсорам вскоре будут ставить в укор их желание получить прибыль путём эксплуатации местного населения, вывоза капитала, передачи работы китайским специалистам. Да и американцы, которые с 2020 года вступили с Китаем в торговую и идеологическую. Войну, обязательно подольют масла в огонь.
Другие праздники: